luckyed: (Default)
[personal profile] luckyed
Дамы и господа!
Привкус ямайского рома на губах, послевкусие отличной музыки, прикрытые глаза, "долгоиграющая" улыбка. Джаз многолик и разнообразен. Великий притворец, оборачивающийся любыми музыкальными стилями от классики до рока, от "песен западных славян" до ямайского реггея...
Монти Александр вновь приезжает к нам в рамках джазовой серии на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве. Поздним пятничным вечером 20-го мая 2016-го года состоится его единственный концерт с группой Harlem-Kingstone Express, пропустить который очень не хочется.
Воспоминания о предыдущей январской встрече 2014-го года всё ещё свежи и ярки.
Но хорошего много не бывает. Особенно, когда речь идёт о музыке. Тем более, о джазе.

         
Вернусь к личным воспоминаниям о ТОМ концерте.
Легендарному джазовому пианисту Монти Александру (Montgomery Bernard Alexander) 72 года, но он по прежнему свеж, энергичен и молод, зажигается сам и зажигает слушателей.
Родился Монти в одном из самых музыкально-ритмичных мест мира - на Ямайке. С 4-х лет начал играть на фортепиано, а в 14 вышел на профессиональную сцену, раскачивая слушателей в зародившемся на острове и позже взорвавшем весь мир стиле ска.
     
         

Но через два года в родном городе мальчишки Кингстоне с гастролями побывали Луи Армстронг и Нэт Кинг Коул. И всё! Произошла "инициация", если использовать терминологию "Дозоров". Появился новый джазовый пианист.

         
     
В 1961-ом году семья Монти перебирается в Америку, его карьера начинает стремительно развиваться. Повезло. Работа в джазовых клубах, аккомпанирование самому Фрэнку Синатре.
Мистер Голубые Глаза сказал о нём: «Этот парень подобен взрывчатке».
Разные музыкальные стили (от неизбежного рэггея до собственной интерпретации Rhapsody in blue Джорджа Гершвина, исполненнoй в сопровождении симфонического оркестра под управлением Бобби МакФеррина).
             
         
     
Влияние таких пианистов, как Ахмад Джамаль, Арт Тэйтум, Эррол Гарнер, Оскар Питерсон, Дюк Эллингтон...
Записи и выступления с  Милтом Джексоном, Рэем Брауном, Хербом Эллисом. С 1975-го года - собственное успешное трио. Более 70-ти выпущенных дисков и бесчисленные награды, включая Гремми 2012-го года.
Монти Александр - образец концертирующего пианиста. Лучшие его работы возникают "здесь и сейчас", во время выступлений во взаимодействии со зрителями. А сам он сравнивает себя с Мохаммедом Али: «Я и теперь считаю, что он делал на ринге то же самое, что я на сцене. Его стихия — ритм, динамика и молниеносная реакция. В этом движении есть музыка, нужно только уметь её услышать».
         
         
             
Два с половиной года назад мне посчастивилось побывать на мастер-классе. Написал "посчастливилось" не ради красного словца. На небольшую площадку, окружённую зрителями, вышел семидесятилетний молодой человек.
Следы возраста на лице, проседь, 1944-ый год рождения никого не могли обмануть. Каждое движение, слово, искрящаяся улыбка, гримаска выдавали тайну. Этот человек не постарел.
40-минутный разговор с нами, заполненный воспоминаниями и шутками.
               
         
   
Приведу несколько фрагментов мозаики.
                   
- музыка - моя страсть, перебрасывающая мостки взаимопонимания к людям. А фортепиано - ключ к миру...
- личное счастье и самая простая философия - умение вписаться в любой музыкальный стиль от джаза и рэггея до классики. Никогда не делил музыку на джаз и не джаз...
- звуки фортепиано - звуки жизни, а каждая нота - человеческий голос...
- влияние народной музыки Ямайки остаётся на всю жизнь. Нет ни одного музыканта с нашего острова без отпечатка харизмы Боба Марли...
- могу играть сложную музыку, но не стремлюсь к этому. Не в этом моя цель. Ценю простоту и минимализм в исполнении, как было у Коула, Марли...
- каждый концерт  - репетиция следующего вечера...
- всё создано до меня, а я только пропускаю это сквозь сердце и добавляю его частицу...
- вопрос из зала: Что делает Вашу музыкальную манеру узнаваемой, отличной от других, такой монтиалександровской?
Мгновенный и точный ответ - Монти Александр...
- искусство джазового музыканта заключается в умении в нужный момент сыграть правильную ноту...
- музыканты в ансамбле должны чувствовать меня, поддерживать и динамично реагировать. Создавать background. Но и я как лидер должен слушать их, следовать за ними...
- за каждой исполняемой мелодией прячется некая история из моей жизни...
- не понимаю тех, кто, услышав What a wonderful world Армстронга, угрюмо заявляют: "Нет, мир не так уж хорош"...
- Эррол Гарнер превратил рояль в оркестр, а мой большой друг Оскар Питерсон подходил к инструменту так, будто хотел его съесть...
Демонстрирует:
     
         
           
- мобильный телефон - грабитель времени и чувств. Вместо беседы с людьми мы разговариваем со своими мобильниками. А музыкант всегда напрямую рассказывает что-то слушателю...
После маэстро сыграл несколько композиций. И, собственно, мастер-класс. Посмотрите, с какой благожелательностью пианист слушал игру юных будущих "звёзд джаза" и давал им советы.
             
       
   
Первым во время концерта на сцену вышел ударник Obed Calvaire. Его мы слушали в Эйлате в 2012-ом и 2013-ом годах. Obed начал играть, и создалось ощущение, что есть ещё кто-то на сцене, так певуче и мелодично звучали его барабаны и тарелки. К нему присоединился контрабасист Lorin Cohen. Заиграл что-то с безмятежной улыбкой. Сияя, к роялю подошёл Монти. И понеслось...

       
       
Сперва, интересная деталь. Привычное расположение такого трио на сцене: рояль слева, контрабас по центру в глубине, и справа ударные. Разумеется, возможны вариации. Но у Монти всё было по другому. Рояль - в центре на авансцене. За спиной у пианиста по левую руку от зрителей - ударная установка, а контрабас - на стандартном месте в глубине. То-есть, играя, Монти не видел музыкантов ритмической секции, а только слышал их сзади и слева! Воистину background, упомянутый ранее. Зато с какой радостью и гордостью глядел он на них,  вставая с места, когда не играл.
                 
Для начала - Saint Thomas, чудесная композиция из репертуара Сонни Роллинза, пропитанная карибскими ритмами. Искромётное энергичное исполнение. Но абсолютно без налёта бравурности, экзальтации. Монти нет необходимости насиловать рояль, чтобы передать слушателям свою солнечную энергию. А как он играет пиано!
Далее Look Up, Day-O ( Banana Boat Song ), под которую весь зал трясся в безмолвной пляске, замечательно исполненная No Woman No Cry из золотых хитов Марли,


           
завораживающая и гипнотическая Strawberry Hill, блюзы, попурри памяти Синатры и многое другое. Два часа музыки без перерыва.
                 
Позволю себе небольшое рассуждение. Бывают разные типы джазовых концертов. С блестящими хитами, взлётами и падениями, скукой и радостью. Монти играл композиции, не очень соответствующие моим вкусам последних лет. Прекрасное джазовое прошлое. Помню ощущения от последней встречи с Кенни Барроном. Безукоризненное исполнение, чувство стиля, всё самое лучшее, что есть в старом добром джазе. Слушал эту прекрасную музыку с лёгкой грустью по уходящей эпохе. А великолепный озорник Монти Александр вернул этой роскоши тепло, свежесть и очарование сегодняшнего дня. Вместе с  чудесным басистом и гениальным ударником, обычно строгим и серьёзным, но эти два часа проулыбавшимся счастливой улыбкой ребёнка. Вот что означала фраза " ...я только пропускаю это сквозь сердце и добавляю его частицу..."
                           
         
           
Осталось добавить, что 20-го мая к великолепному трио присоединятся гитарист Andy Bassford, контрабасист Gerald Cannon и ударник Karl Wright. Концерт-праздник нам гарантирован!
                       
Привкус ямайского рома на губах, послевкусие отличной музыки, прикрытые глаза, "долгоиграющая" улыбка, дамы и господа.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

luckyed: (Default)
luckyed

December 2016

S M T W T F S
     123
45 6 78910
111213 14151617
18 192021 222324
25 26 2728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 12:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios