luckyed: (Default)
[personal profile] luckyed
Дамы и господа!
Недавно журналист и телеведущий Леонид Парфёнов представил в Израиле первую серию своей трилогии "Русские евреи".  Следующим гостем проекта MAVO Productions стал один из потенциальных героев фильма Гарри Бардин.
Гарри Яковлевич Барденштейн. Режиссёр-мультипликатор. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за мультфильм «Выкрутасы» и множества самых престижных российских кинонаград. Классик. "Русский еврей".
Начнём с цитаты.
"В интернете выкладывают иногда фотографии людей, где на лбу написано - пятая колонна, национал предатель...
Как-то я увидел снимки себя и своего сына Павла с припиской "Чемодан. Вокзал. Израиль."
Они меня послали, а здесь пригласили. Вот так сошлось..."
Многое "сошлось" в Гарри Бардине. Творчество и отчаяние. Поступки и уступки. Искушения и преодоления. Еврейство и космополитизм.
И, как в любом настоящем художнике, свет и цвет.
                       

На сцену уверенно поднялся обаятельный мужчина, оглядел зал и принялся рассказывать истории своей жизни. Именно истории, а не историю. У каждого киношника свой формат мышления-общения. Бардин - мастер короткометражки. Мультипликационной.
Он умеет за несколько минут провести слушателя-зрителя от завязки к финалу через обязательную кульминацию.
Рассказики его, даже крошечные, соответствуют законам жанра. Трогают, радуют, смешат.

 
 
Историй было немало, но перессказывать бессмысленно. Его нужно слушать. Интонации, тембр голоса, улыбки, паузы...
Всего несколько мыслей Гарри Яковлевича и фотопопыток передать их движение.
                     
Почему же Бардин? Гарри Яковлевич после окончания школы студии МХАТ работал актёром в театре.
"Режиссёр намекнул, что фамилия Барденштейн в афишу не влезает. Пришлось отбросить "хвост"..."
                                           
 
                       
Как-то Бардин напел трёхлетнему сыну мелодию колыбельной. На старой пластинке она называлась "Надобранiч".
И спросил: "Паша, что это за музыка?"
Не задумываясь, малыш ответил: "Еврейская."
- Откуда ты знаешь?
- Я не знаю. Я чувствую.
"Если мы не будем чувствовать, то нам напомнят, кто мы и что мы. Во всяком случае, в России."
                           
 
                                           
Разные мульпипликационные миры. У Норштейна - поэтический, а Бардина - публицистический.
Привезённый в Израиль блок социальной анимации, снятой много лет назад, оказался пророческим.
           
 
                         
               
Спичечные миры.
У одних синие головки, у других зелёные.
Пограничная черта из спичек.
Оружие из них же. И всё, всё, всё...
Вечная тема. Вспомнил у Бродского...
"Равнина. Трубы. Входят двое. Лязг
сражения. "Ты кто такой?" -- "А сам ты?"
"Я кто такой?" -- "Да, ты". -- "Мы протестанты".
"А мы -- католики". -- "Ах, вот как!" Хряск!
Потом везде валяются останки..."
                   
 
                               
Конфликт неизбежен, как дурной сон.
Спичечные армии. Оружие ломается "как спички". Без запятой перед "как".
Огненный финал неотвратим. Оба мира, зелёный и синий, горят одинаковым красным пламенем.
И даже "останки" не валяются... Чёрные обугленные силуэты. Спичечная Хатынь.
Сюрреалистический пейзаж Ива Танги, выгоревший изнутри.
                 
Гарри Бардин снял этот мультфильм-предупреждение в 1983-ем году.
Задолго до...
           
 
                       
Снят в подцензурную советскую пору. Сверхзадача - психология Советского Союза, когда защита рубежей стояла выше человеческой жизни. А по сюжету - рассказ о человеке, хотевшем построить дом, посадить дерево, родить сына, но не сумевшем справиться с внешними обстоятельствами.
В сопроводиловке к "Выкрутасам", написанной для тупых чиновников, вершивших судьбы искусства, было сказано - рассматривается психология частного собственника, что мы нередко видим на садово-кооперативных участках. Так это делалось в Союзе.
Пересказывать не стану. Смотрите сами по ссылкам. Что художник смог снять, используя всего лишь моток проволоки, поражает до сих пор.
                 
 
                     
Блёклый мир бумажных серых птице-людей. Среди них затесался единственный белый . То ли мутант, то ли просто урод.
Никакие попытки загрязнить, замарать, запачкать, привести к общему знаменателю не помогают. Целительно только полное уничтожение. Толпа разрывает "чужака" в клочья. Но он воскресает и возносится сияющим белым листом.
Далее неизбежная канонизация и белые иконы над серой толпой.
Но, о ужас, опять затесался чужак. На сей раз чёрный, но не суть важно. Главное, что не серый, как положено.
Крутится колесо разрушения.
               
 
                                 
Блестящий рассказчик. Художник-самоучка.
История об армейской службе и первом творческом опыте, принесшем реальные плоды -
бутылку вина за рисунок "голый баба" для ереванских стариков.
Автор сценария одного из самых знаменитых спектаклей театр Сергея Образцова "Дон Жуан".
Обладатель приза "Человек-Легенда".
Я перечисляю, опуская детали, а каждый рассказик превращался в чудесный театр одного Бардина. Актёрская школа даром не прошла.
                     
 
                               
"На иллюзиях перестройки возник фильм "Серый волк энд красная шапочка".
Потом наступило похмелье, и я снял "Кота в сапогах".
                 
Первая часть - «Элегия» Массне. Молодая парочка шагает по жизни, держась за руки, цокая каблучками и увеличивая энтропию. Разрушения, аварии, катастрофы, падающие мосты и взрыв ядерной бомбы - всего лишь фон. Единственное осмысленное действие - жвачка, прилепленная к "Моне Лизе".
                         
Вторая - «Исход» под песню Луи Армстронга «Let my people go».
Освобождаются не люди, а обитатели кухни. Из запертых шкафов, ящиков, тумбочек "исходят" чашки и тарелки, ложки и вилки и прочие обитатели кухонной вселенной.
И это прекрасно.
                 
Заключительная часть триптиха - «Рондо». Светлый и грустный фильм. Очень светлый и очень грустный. Круговорот жизни и смерти. Вечный их танец под изумительную мелодию Сен-Санса.
                           
 
                       
"Два случая, когда меня искушали и соблазняли.
Первый, когда Сергей Образцов уговаривал остаться в театре, совращая всевозможными благами, недоступными простому смертному в советские времена.
Второй случай. 92-ой год. В России было довольно голодно и некомфортно. Я получил приглашение провести мастер-класс в студии Уолта Диснея. После выступления президент компании предложил мне остаться. Но я не смог бросить свою студию и соратников и отказался, несмотря на невероятные условия."
                   
 
                       
"Слушая Бетховена."
Бардин избегает слов "последний фильм". Крайний.
С государством, правительством, министерством культуры и "её министром" контакты оборваны. Бессмысленно и стыдно иметь дело с "дураком".
Деньги на фильм добыты через интернет. Собраны всенародно. Более ста тысяч евро. Рекордная для России сумма. Бардин сам себя называет чемпионом страны по краудфандингу.
Владимир Спиваков с оркестром бесплатно записал для фильма фрагменты 7-ой и 9-ой бетховенских симфоний.
                 
Мертвенно серый футуристический мир. Любую зелёную былинку, пробивающуюся меж монолитных плит, с "зубовным" скрежетом уничтожают изощрённые стальные монстры, только для этого и созданные.
Но зелень бессмертна. Она бъётся и пробивается. Травинки, листья, кусты...
Не помогают "саблезубые" машины и даже асфальтовые катки. Серость разрывается в клочья оглушительным светом и цветом. Новый ослепительно-прекрасный мир полон цветов и запахов, пробивающихся сквозь экран.
Голливудский финал-апофеоз.
                     
 
               
На недоуменный вопрос из зала Гарри Яковлевич ответил:
- Я дежурный оптимист. Не стану говорить трём своим внукам: "Ты будешь болеть, болеть, а потом умрёшь". Я должен вселять в них надежду, что всё будет хорошо. И в России к власти придут умные люди, а не воры и бандиты. Я правда в это верю. Не может быть ужас без конца.
Я надеюсь. Иначе бы не жил в России.
                   
 
                                         
"Крайний" бардинский мультфильм совсем не похож на прежние.
Антиутопия превратилась в утопию, дамы и господа.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

luckyed: (Default)
luckyed

December 2016

S M T W T F S
     123
45 6 78910
111213 14151617
18 192021 222324
25 26 2728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 28th, 2017 08:38 am
Powered by Dreamwidth Studios